НОВОСТИ


Окт 2009г.

Статья в газете «Аудитория», окт 2009 г.

Географическая карта филиалов РГГУ обширна — более 40 по всей России. Один из них вот уже 10 лет существует в Великом Новгороде. В этом году Великому Новгороду исполняется 1150 лет, и в преддверии юбелея города корреспондент газеты «Аудитория» Елена Очина встретилась с руководителями этого филиала. В разговоре о новгородском филиале приняли участие: директор филиала РГГУ в Великом Новгороде Сергей Алексеевич Рымарь, его заместители и сотрудники филиала Ольга Николаевна Гришина и Ирина Мартиниановна Михайлова.


— Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о создании филиала РГГУ в Великом Новгороде. Какие задачи ставили перед собой его организаторы?

— Отцами—основателями университета были Минаев Валерий Владимирович — первый проректор-проректор по учебной работе и Николаев Андрей Викторович — проректор по финансово—экономической деятельности, а тогда начальник управления регионального развития университета. В августе 1999 года было организовано представительство РГГУ в Новгороде, а через некоторое время это представительство было преобразовано в филиал.

Первый набор студентов был осуществлен по четырем специальностям: экономика и управление на предприятии (городское хозяйство), юриспруденция, психология, документо-ведение и документационное обеспечение управления. Всего было принято 90 человек.

С тех пор прошло десять лет. мы ведем обучение по шести специальностям, и среднегодовая численность наших студентов составляет 900-1000 человек. За это время 825 выпускников нашею филиала получили дипломы РГГУ.

— Как вы считаете, по каким критериям ваши студенты выбирают те илн иные специальности?

— Если мы говорим о заочной форме обучения, го поступают учиться люди осознанно, выбирают ту или иную специальность целенаправленно. У нас очень много таких студентов, которые, имея среднее специальное образование, работают в прокуратуре, судах, регистрационных и нотариальных полагах, но их дальнейший карьерный рост зависит от уровня образовании. Это определившиеся и профессии люди, которые готовы тратить деньги на приобретение необходимых профессиональных знаний и навыков.

Я считаю, что заочная форма обучения позволяет желающим пополнить знания, укрепить свой социальный статус, а это, в свою очередь, повышает престиж данной формы обучения. Сложнее с профессиональной ориентацией у тех, кто учится на дневном отделении. Бывает так, что студенты делают выбор по рекомендации родителей, а порой и по их настоянию. Такие ребята обычно или факультет меняют в процессе обучения, или. отучившись, по данной специальности не работают.

— Многие выпускники уезжают из города в поисках работы. Существуют ли договоренности между университетом и честными органами власти об организации рабочих мест для ваших выпускников?

— В нашем городе проблема трудоустройства выпускников в первую очередь касается Новгородского государственного университета (НовГУ) — альма-матер вузовского обучения в Великом Новгороде. В нем учится около 22000 студентов. Надо учитывать и то, что в 12 филиалах петербургских и московских вузов проходит обучение еще 9000 студентов.

В нашем же филиале платная форма обучения, и поэтому целевым трудоустройством филиал не занимается. Но у студентов есть возможность найти себе место работы на стадии производственной практики. В большинстве случаев именно практика помогает им закрепиться в компаниях. Надо заметить, что в докризисное время процентов пять наших студентов обучалось на средства своих работодателей и гарантированно получали работу.

— В советское время многие выпускники школ уезжали в Петербург, Москву и с полученными в столичных вузах знаниями и опытом возвращались обратно. А как складывается ситуация сегодня?

— Да. но тогда не было филиалов. Действительно, выпускники школ уезжали в Ленинград. Москву, там учились и возвращались, пополняя трудовые ресурсы города.

В нашем городе существовал тогда только филиал Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) с двумя факультетами — радиотехническим и электротехническим. Открыт он был здесь для того, чтобы обеспечивать электронную и радиотехническую промышленность города, но после 1991 года эти специалисты оказались невостребованными.

Теперь есть возможность, не уезжая из своего города, не расходуя средств на жилье, питание, транспорт в мегаполисах, получать высшее профессиональное образование в филиалах столичных вузов. Да, надо платить за свое обучение, но эта плата значительно ниже, чем в Москве и Санкт—Петербурге.

— Расскажите об организации научной работы в вашем филиале, об участи преподавателей и студентов в научных конференциях, университетских проектах.

— Как только был налажен стабильный учебный процесс в филиале, мы стали уделять серьезное внимание научной работе наших преподавателей и студентов. Связующее звено в нашей научной работе — это, конечно, «Записки филиала РГГУ в Великом Новгороде», издание, в котором охтно публикуются наши преподаватели и студенты, а также представители других вузов города и головного вуза. Мы выпускаем материалы конференций, монографии, учебные пособия и методические разработки наших преподавателей, ежегодно проводим межвузовские тематические конференции преподавателей и студентов, в которых активное участие принимают Новгородский государственный университет санкт—петербургские филиалы Финансово—экономическою университета и Университета сервиса и экономики.

Есть опыт проведения международной конференции, участие в которой принимали киевские ученые. Наши преподаватели участвуют в конференциях, проводимых филиалами РГГУ. Координатор научной работы в филиале — С.Г. Давыдова, докторант Санкт—Петербургского педагогическою университета и наш штатный преподаватель.

Кафедры экономико—управленческих и правовых. гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-аучных дисциплин возглавляют опытные педагоги головного вуза. Это доктор экономических наук, профессор Б.К. Тебиев, доценты РГГУ Е.П. Малышева и Л.А. Сысоева.

Нам хотелось бы, чтобы преподавательский состав головного вуза, активно участвующий в образовательном процессе, способствовал созданию единого образовательного пространства: вуз — филиал. Ведь у нас нет студентов филиала, у нас есть студенты Российского государственного гуманитарного университета. Поэтому независимо от того, где организован образовательный процесс, наша задача — создать условия для получения студентами соответствующего головному вузу уровня образования.

На дневном отделении мы уделяем большое внимание и воспитательной работе. Координатор этой работы С.А. Бузулуцкая и руководитель дневного отделения И.М. Михайлова немало усилий прилагают; чтобы наши студенты жили полнокровной студенческой жизнью. Активно работает Студенческий совет. Ребята принимают участие не только в научных конференциях, но и в городских фестивалях, спартакиадах. Наша команда КВН участвовала в фестивале команд РГГУ и привезла из Москвы кубок «За самый актуальный юмор».

— А если говорить о системе образования как о высшей, элитарной ступени знания, то. с вашей точки зрения, нужно ли ужесточать отбор в высшие учебные заведения?

— Нужно разделить государственные интересы и интересы людей, которые хотят получить высшее образование. Не надо создавать им лишние преграды, но в то же время нельзя и понижать планку. Если соблюдать эти требования, то они и так довольно жесткие. Да и чисто гипотетически, если у людей есть возможность получить сегодня высшее образование, то почему бы не пойти им навстречу. Если это платное образование, то государству вообще не о чем заботиться, люди потратили на него свои деньги. И пусть лишь 10 % выпускников вузов будут работать по своей специальности, но они, несомненно, станут более образованными, и даже уже в этом следует видеть пользу высшего образования.

Если же говорить об элитарности, то стоит размышлять об элитарности более высоких ступеней — последипломного образования (второго высшего, аспирантуры, докторантуры).

— В чем отличия современного студента от предыдущих поколений студенчества?

— Основное отличие наших студентов от тех, кто обучался в советские времена, в том, что тогда высшее образование все получали за счет бюджетных средств. А дальше люди двигались в соответствии со сложившейся ситуацией: одни работали по специальности, другие рассматривали получение диплома только как повышение социального статуса, а третьи, занимаясь активно общественной работой, уходили потом в политики или управленцы. Сегодня, на мой взгляд, главное, чтобы студент научился соотносить свои планы, свой выбор с экономической ситуацией в стране. Он должен понимать, что только приобретенный в стенах университета профессионализм позволитему сразу после студенческой скамьи найти достойную работу.

На месте студента, особенно того, который платит за свое обучение, я бы ориентировался на получение глубоких профессиональных знаний, чтобы можно было показать себя работодателю как профессионально сформировавшегося, знающего, инициативного специалиста. Тогда можно рассчитывать и на соответствующую заработную плату, и на быстрый карьерный рост.


II.М. Михайлова — руководитель дневного отделения.

— Ирина Мартиниановна. насколько остро для современного молодого человека стоит сейчас вопрос о продолжении образования в высшем учебном заведении?

— Полагаю, что высшее образование не обязательно для всех и каждого, но в решении этого вопроса огромную роль играет возросший прагматизм молодого поколения. Естественно, что работодатель предпочитает высококлассного специалиста, который, например, имея диплом экономиста, обладает навыками и умениями управления персоналом. И молодые люди, выбирая факультет, уже видят, где они найдут успешное приложение своим знаниям.

— Какие качества присуши современному студенту?

— Студенты, которые сегодня поступают к нам учиться, более раскованны, коммуникабельны. Они легко ориентируются в потоке информации и умеют ею пользоваться, но у большинства студентов нет навыков самостоятельной работы. Вероятно, это проблема школьная, привычка к постоянному контролю учителя. А успешность обучения в вузе зависит во многом от умения организовать свою работу, найти необходимые дополнительные материалы не только с помощью Интернета, но и библиотеки. А главное, грамотно использовать, результата своего труда.

Это проблемы, которые все студенты, каждый в своем индивидуальном темпе преодолевают на протяжении всего курса обучения. А на первом курсе мы сталкиваемся с проблемами, обычными для вчерашних школьников: отсутствие навыков общей культуры поведения и слабой физической подготовкой


О.И. Гришина — куратор дополнительного профессионального образования.

— Ольга Николаевна, какие специальности пользуются наибольшей популярностью у ваших студентов?

— В первую очередь — юриспруденция, экономика и управление на предприятии.

— С чем, по вашему мнению, связан подобный выбор?

— Дело в том, что родители не всегда могут помочь правильно сориентироваться в выборе профессии, и здесь решающую роль часто играет престижность той или иной профессии среди молодежи: куда поступают друзья, какова перспектива устроиться работать по специальности...

В нашем городе много филиалов московских банков, и они готовы брать на работу наших выпускников факультета «Финансы и кредит». Естественно, что в своем выборе они ориентируются на диплом РГГУ.

Наши выпускники работают в таких известных компаниях, как МТС и Beeline, в «Банке Москвы», в «ПриватБанке».

— Насколько Новгородский филиал РГГУ конкурентоспособен на рынке образовательных услуг Новгорода?

— В Новгороде основной кузницей кадров является Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Мы понимаем всю важность академического образования, подобные образовательные базы создаются десятилетиями, и мы не являемся для НовГУ конкурентами в обеспечении процесса очного обучения. А вот в организации заочного обучения, использовании инновационных методик, различных форм дистанционного обучения мы серьезные конкуренты. А диплом РГГУ высоко котируется и в Москве, и в Петербурге.

— Скажите, а насколько поменялся привычный образ «вечного студента» — заочника? Каковы его шансы получить качественное высшее образование сегодня?

— Спектр моей работы достаточно широк: я общаюсь со студентами и очного, и заочного отделений. И конечно, работать со студентами очного дневного отделения проще, потому что ты знаешь их в лицо, они тебя тоже знают, и работа всегда идет в двустороннем порядке.

А что касается заочников, то особый интерес для них в нашем филиале представляет изучение английского языка. Это одна из самых востребованных специализаций в нашем филиале. Но, несомненно, работать с заочниками сложнее, чем со студентами очной формы. Они люди занятые, но обычно с большим энтузиазмом включаются в учебный процесс, понимая, что обучение, особенно иностранному языку, требует много времени и сил.

А вот организация профессионального дополнительного образования — это пока сложная и до конца не решенная в нашем филиале проблема. Ее осуществление предполагает наличие филиала и головного университета, разработку индивидуальных уникальных программ... Это дело будущего.

© 2010-2014 Филиал ФГБОУ ВПО "Российский государственный гуманитарный университет" в г. Великий Новгород